На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что мир находится в стадии рецессии и итоги первого квартала 2009 года стали своеобразной чертой подтверждающей негативные тенденции в мировой экономике. По сути, индустрия мобильных телефонов, в своем развитом состоянии, сталкивается с экономическим кризисом впервые, который уже существенно задел реальный сектор экономики в большинстве стран мира. Таким образом, производители мобильных телефонов впервые узнают в правильном ли направлении строили свой бизнес в годы стабильности и процветания, и как крепки их позиции на рынке. Лучшим вариантом развития событий в данной ситуации для всех компаний это сохранение минимальной прибыли или небольшой минус. Самый худшим сценарий - уход с рынка, и тут есть претенденты. Nokia Компания Nokia, безусловный лидер наших дней по производству мобильных телефонов, взобравшись на вершину десять лет назад, впервые была близка к уходу в минус, закончив первый квартал 2009 года с чистой прибылью в 4 миллиона евро, что в триста раз меньше чистой прибыли за первый квартал 2008 года, при этом операционная прибыль компании составила 55 миллионов евро, когда в 1 квартале 2008 года этот показатель равнялся 1,531 миллиарду евро. Правда стоит отметить, что операционная прибыль подразделения производящего сотовые телефоны, составила 547 миллионов евро, и основной минус операционной прибыли нарисовало подразделение «Nokia Siemens Networks» с операционным убытком в первом квартале 2009 года в размере 361 миллиона евро. Тем не менее, операционная прибыль подразделения Nokia по производству мобильных телефонов в первом квартале 2009 года упала на 71%, по сравнению с первым кварталом 2008 года - 1.9 миллиарда евро. К плачевным финансовым результатам Nokia привели два фактора - снижение спроса и снижение средней стоимости мобильных телефонов в первом квартале 2009 года до 65 евро с 79 евро в первом квартале 2008 года. И оба фактора, безусловно взаимосвязаны, так как снижение средней стоимости было осуществлено для стимулирования спроса, но даже это шаг не помог поддержать прежний уровень продаж. Так в первом квартале 2009 года компании Nokia удалось реализовать 93.2 миллиона мобильных телефонов, что на 22.3 миллиона единиц меньше чем в первом квартале 2008 года, но больше на 2.1 миллиона единиц, чем в первом квартале 2007 года, правда два года назад средняя стоимость мобильных телефонов составляла 89 евро. Результат - падение прибыли. Подножку Nokia в первом квартале подставили практически на всех континентах, и только Северная Америка поддержала Nokia в сложные для компании часы, купив на 800 тысяч мобильных телефонов больше чем в первом квартале 2008 года - 3.4 миллиона единиц (2.6 миллиона единиц в 1К 2008 г.). В Европе в первом квартале 2009 года купили всего 22.3 миллиона мобильных телефонов, что на 3.4 миллиона единиц меньше по сравнению с первым кварталом 2008 года. В Китае в 1 квартале 2009 года телефоны Nokia разошлись в количестве 17.9 миллионов единиц, что на 3.1 миллиона единиц меньше первого квартала 2008 года, но на 5 миллионов больше чем в четвертом квартале 2008 года. Снижение спроса в первом квартале 2009 года на телефоны Nokia на Ближнем Востоке и в Африке привело к реализации 14.8 миллионов единиц мобильных телефонов, что на 5.4 миллиона единиц меньше по сравнению с первым кварталом 2008 года. В Азиатско-Тихоокеанском регионе первый квартал 2009 года для Nokia также не стал приятным и закончился продажей 28.2 миллионов мобильных телефонов, что в целом очень не плохо, но хуже чем в первом квартале 2008 года на 5.9 миллионов единиц. Ну и последняя в этом списке Южная Америка, на территории которой компания Nokia в первом квартале 2009 года смогла реализовать всего 6.6 миллионов мобильных телефонов, что на 5.3 миллиона единиц меньше чем в первом квартале 2008 года. Не самые приятные финансовые результаты Nokia, тут же привели к понижению кредитного рейтинга компании, о чем поспешно сообщили в рейтинговом агентстве Moody. Тем не менее, в компании Nokia, не теряют оптимизма и уверяют, что 2009 год закончат в плюсе. По итогам первого квартала 2009 года компания Nokia удерживает 36.5% рынка мобильных телефонов, по-прежнему занимая первое место. Samsung Подразделение компании Samsung, по производству мобильных телефонов, первый квартал 2009 года закончила с ростом прибыли на 11%, по сравнению с четвертым кварталом 2008 года с ростом в 1%. Общая сумма выручки в первом квартале составила 7,27 миллиардов долларов США, а консолидированная операционная прибыль составила 833,83 миллионов долларов США. К сожалению, компания Samsung не опубликовала количество проданных мобильных телефонов в первом квартале, но заверила, что продажи сохранились на прежнем уровне - около 40 миллионов мобильных телефонов, что позволяет компании по-прежнему удерживать вторую строчку среди производителей мобильных телефонов. При этом в Samsung прогнозирует, что при остающемся слабом общем спросе рынок смартфонов, тачфонов и 3G устройств покажет небольшой рост. Прибыль компании Samsung в целом за первый квартал 2009 года составила 462,2 миллиона долларов, что в 3.5 раза меньше по сравнению с первым кварталом 2008 года - 1,6 миллиарда долларов США. LG Компания LG в первом квартале 2009 года твердо заняла третье место среди производителей по производству мобильных телефонов, продав 22,6 миллионов мобильных телефонов, что на 12% меньше чем в первом квартале 2008 года и на 7% меньше чем в четвертом квартале 2008 года. Лидерами продаж стали два телефона среднего ценового сегмента - LG KP500 и LG KS360. Общая сумма продаж в первом квартале 2009 года составила 2,8 миллиарда долларов США, а операционная прибыль 187 миллионов долларов США. В планах на будущее в компании LG отметили о желании увеличить доход в премиум-сегменте на 10%, благодаря выводу на рынок таких моделей как LG ARENA, обновленный Viewty – Viewty Smart, а также GD900 Crystal. Motorola Подразделение по производству мобильных телефонов компании Motorola, в первом квартале 2009 года вновь продемонстрировала операционные потери - 509 миллионов долларов США, что на 91 миллион долларов США больше чем в первом квартале 2008 года. Операционные потери компания Motorola несет вот уже девятый квартал подряд. Общая сумма продаж в первом квартале 2009 года составила 1.8 миллиардов долларов США. В 1 квартале 2009 года компания Motorola представила семь новых мобильных телефонов, три из которых GSM, два 3G устройства и два CDMA устройства. За первых три месяца 2009 года Motorola удалось реализовать 14.7 миллионов мобильных телефонов, что меньше на 12.7 миллионов единиц, чем было реализовано годом ранее за этот же период. И только благодаря проблемам у Sony Ericsson, компании Motorola удалось удержаться на четвертом месте - удерживая 6% рынка. Как долго в Motorola готовы терпеть убыточность своего подразделения по производству мобильных телефонов, не ясно, также как и не ясно как в Motorola планируют выходить из затяжного кризиса, так как существующий на сегодняшний день модельный ряд, не способен сменить черную полосу на белую. Sony Ericsson Проблемы у компании Sony Ericsson возникли еще в прошлом году, а возможно и позапрошлом, и это несмотря на не плохой модельный ряд. На решение текущих проблем в компании Sony Ericsson в четвертом квартале 2008 года запланировали круглую сумму на реструктуризацию - 129 миллионов евро, в результате четвертый квартал был закончен с операционными потерями 262 миллиона евро. В первом квартале 2009 года на реструктуризацию было затрачено всего 12 миллионов евро, однако операционные потери не только не снизились по сравнению с четвертым кварталом 2008 года, но и увеличились до 369 миллионов евро. И не удивительно, так как спрос на мобильные телефоны Sony Ericsson в первом квартале 2009 года существенно упал, в результате удалось реализовать всего 14.5 миллионов мобильных телефонов, для сравнения в первом квартале 2008 года было продано 22.3 миллиона мобильных телефонов, а в четвертом квартале 2008 года было продано 24.2 миллиона мобильных телефонов. Общая сумма продаж составила 1,736 миллиарда евро. Средняя стоимость мобильных телефонов в первом квартале 2009 года составила 120 евро. Таким образом, по итогам первого квартала 2009 года компания Sony Ericsson заняла пятую строчку в рейтинге среди производителей мобильных телефонов. ZTE Амбициозный производитель мобильных телефонов ZTE, родом из Китая, претендующий в будущем на глобальное лидерство, в первом квартале 2009 года подобрался к лидирующей пятерке крайне близко, реализовав 10 миллионов мобильных телефонов, уверено заняв 6 место. Research In Motion Компания RIM в четвертом финансовом квартале (декабрь, январь, февраль), который закончился в феврале, смогла реализовать 7.8 миллионов мобильных телефонов. Общая сумма продаж составила 3.46 миллиарда долларов США, что на 24.5% больше по сравнению с предыдущим кварталом - 2.78 миллиардов долларов США, и на 84% больше по сравнению с этим же кварталом годом ранее - 1.88 миллиардов долларов США. Apple Компании Apple в первом квартале 2009 года удалось реализовать 3,79 миллиона единиц iPhone, что на 123% больше, чем в соответствующем квартале прошлого года. Итого: По подсчетам Nokia в первом квартале 2009 года в мире было реализовано 255 миллионов мобильных телефонов. Исходя из этой цифры, доли рынка мобильных телефонов распределены следующим образом: 1. Nokia - 36.5% 2. Samsung - 15.6% 3. LG - 8.86% 4. Motorola - 5.76% 5. Sony Ericsson - 5.68% 6. ZTE - 3.92% 7. RIM - 3.05% 8. Apple - 1.48% 9. Остальные - 19,15%
|